От сохи про стихи 2

Николай Козакевич
Оформление

   Ничего не имею против стихов, записанных в формате А4. Читал такое и даже сам пробовал. Но при такой записи необходимо иметь в виду нечто немаловажное. Следует держать чёткий ритм, а рифмы должны отличаться созвучием. Только тогда, при чтении стихов, сами по себе, образуются паузы, которые при обычном написании, осуществляются делением текста на строки.

   В отношении прописных букв в начале каждой стоки… Мне кажется, что не следует начинать новую строку обязательно с прописной буквы, если предложение не закончено. Переход на новую строку – это пауза. Бывают случаи, когда классическое написание мешает прочтению, ведёт к затруднению понимания стиха, порождает двусмысленность.  Где такое написание необходимо и оправданно, так это в акростихах. В иных случаях я предпочитаю прозаическое оформление с делением на строки.

   Однако же, и оформление стиха вовсе без прописных букв, считаю «оригинальничаньем». Правда, если знаки препинания ставятся должным образом, это не слишком утруждает читателя.

   Другое дело – оформление стиха вовсе без знаков препинания и заглавных букв. Конечно, качество стиха зависит от автора… Иногда даже эмоциональный посыл перекрывает все неудобности, но это редкость. В основной массе такое написание говорит о неграмотности автора, о боязни неверного использования знаков препинания.
 
   Кстати, взгляните на первое предложение следующего абзаца. Обратите внимание на запятую после слова «иными». Если её не будет, то получится просто «иными художественными». Слово «художественными» особо не выпячивается. Но! запятая обращает внимание, смещает акцент с «иными» на «художественными»… Это наглядный пример того, как при помощи знаков препинания изменяются смыслы.. Как же можно в трезвом уме и твёрдой памяти отказываться от такого инструментария…

   Бывает, что автор, не обладая иными, художественными возможностями (читай способностями), пишет так: Он, Она, Судьба, Любовь, Жизнь,.. или даже так: ОН, ОНА, СУДЬБА, ЛЮБОВЬ, ЖИЗНЬ. Некоторые ухитряются стихотворение целиком писать на прописных!.. Ну ту уж «нужно поколоться»...

   Тот же диагноз справедлив и для почитателей «многоточивости». Когда от чувств нет слов и даже букОв не хватает. Точки ставятся, не скупясь, от души. Если же необходимо к подобной недовысказанности добавить вящей эмоциональности, тогда в ход идут восклицательные знаки. Чем их больше, тем экспрессивнее получается. Читаешь такое – и диву даёшься. Ни одного эпитета – сплошные местоимения, парочка однообразно рифмующихся глаголов и обилие могослезоточивых восклицаний.  Мол, уважаемый читатель, если у тебя достанет воображения, то как в песне: «Милый мой, хороший, догадайся сам».
 
   Особо, лично мне, неприятно некое своеволие во взаиморасположении запятых и пробелов (относится и к иным знакам препинания). Так вот, чего только ни вытворяют подобные написатели…
Записывают так:
– слово – пробел – запятая – пробел – следующее слово (слово , слово);
¬– слово – нет пробела – запятая – нет пробела – следующее слово (слово,слово);
– слово – пробел – запятая – нет пробела – следующее слово (слово ,слово)!
   Ну тут уж прямая дорога в до 1480-ые годы, когда впервые для разделения слов появилась точка.

   Такое случается у кого-то от случая к случаю, у кого-то на постоянной основе, но, в общем, довольно часто. Особенно этим грешат поэты дамского происхождения. Они много чувственней обычных людей, и под всплеском нахлынувших эмоций, не уделяют должного внимания подобным мелочам.

   Спрашиваю: «Вы что газет-книжек никогда не читали?..» – обижаются. Мол, начитаны с детства, как никто! Один поэт даже клялся, что филфак заканчивал, редактором в газете  трудится. Но везде: и в стихах, и в отзывах упорно ставил пробелы перед любыми знаками препинания! Наверное, именно для таких «редакторов» придумали: «Гляжу в книгу – вижу фигу». Ну а как ещё?..  Конечно, он прекратил со мной сообщаться, но потихоньку стал приводить в порядок написанное ранее…

   Случается, что разделяют строки расширенными или даже двойными интервалами. Для чего?.. Так понимаю, чтобы стих выглядел объёмнее, больше, значительней, весомей. Возможно, таким образом хотят создать эффект пресловутого «застишия», придать стихам объёмность… Данный способ, конечно, прост и лёгок, но ни к чему хорошему не ведёт.

   Конгениально, когда поэт для каждого слова выделяет отдельную строку. Тут, уж ему, как правило, ни до рифмы, ни до ритма… Это клиника.

   Особое место в оформлении стихотворений занимают картинки(фото), эпиграфы и всяческие послесловия. Я бы обозвал весь этот комплекс – «вместостишием».

   Поэзия (… и по моему мнению)  самостоятельный и самодостаточный вид творчества,  а потому фото и иллюстрации могут использоваться тогда, когда без них стих лишается смысла. Если стих написан, как оклик на полотно художника, если в стихе описание того, что изображено на фото. Наверняка, найдётся ещё несколько подобных «необходимостей». Если же над стихами просто большое цветное фото себя красивого да ещё со злоупотреблениями посредством Фотошопа, а в стихе описание природы или чего-то ещё отстранённого, то…

   Эпиграф эпиграфу – рознь… Если эпиграф вообще не имеет никакого касательства к стихам, то создаётся впечатление, что ты попал на «стрелку», и поэт петушится своими «авторитетными» знакомыми. Мол, Читатель, разуй глаза!.. Гляди КОГО я читаю!.. Какие люди меня на сей стих сподвигли!.. А ты кто такой, ваще?!

   Ну и, наконец, послесловия. Это отдельная песТня… Разнообразие тут не знает границ… Кто-то пол жизни своей перескажет. Кто-то всю историю любви (из-за которой писалось данное стихотворение) изложит. А кто выложит целые абзацы, скопированные из википедии,  нечто поясняющие, что, по разумению автора, никому кроме него, является непостижимым.

   Часто это напоминает либретто стиха. Автор подспудно чувствует, что ему не удалось выразить в стихотворении всего того, чего хотелось. Не хватило мастерства, слов,.. не вместилось в объёмы. Но, чтобы читатель понял-осознал, о чём речь, творец милостиво пустился в пояснения.

часть 1 – http://www.proza.ru/2020/02/24/1086          часть 3 –http://www.proza.ru/2020/02/24/1168

23/02/2020